Успех World of Warcraft привёл к буму MMORPG, а она надолго стала эталоном жанра — игровая индустрия повидала немало её «убийц», однако жертва покушения пережила их всех. Однако далеко не все считают, что игра дала жанру второе рождение.
Рэф Костер
О негативном влиянии легендарной MMORPG на весь жанр высказался создатель Ultima Online Рэф Костер. Он считает, что Blizzard породила шаблон, который до сих пор никак не выветрится из общественного сознания в качестве эталонного, а потому мешает появлению новых идей. По его словам, такие игры как Ultima Online, EVE Online и Everquest предоставляли геймерам намного больше свободы, а также интересные механики вроде управляемой игроками экономики.
«[До WoW] в MMO было гораздо больше разнообразия. Чтобы удовлетворить спрос, появлялись побочные жанры, а теперь больше не существует спроса на разные виды игрового прогресса и функций, которые раньше присутствовали в различных MMO», — говорит он.
Сейчас бал правят предсказуемые игры вроде WoW, Final Fantasy XIV и The Elder Scrolls Online — и Костер считает, что жанру нужны свежие идеи. Надо полагать, такие покажет новый проект этого ветерана индустрии: его студия работает над Stars Reach, новой MMO в сеттинге научной фантастики. Даты выхода игра пока не имеет.